Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися,
умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому
удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и
взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.
Способность к общению включает в себя:
1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
2. Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение
слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение
решать конфликтные ситуации.
3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с
окружающими («Я знаю!»).
- сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на
«секреты».
В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими
потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых
впечатлениях и в общении.
Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом,
хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем
этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных
сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как
стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра,
например «Зеркало» (повторение движений другого человека),
«Зоопарк» (подражание зверям).
Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении
дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность,
агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди
причин личностных проблем ребенка могут быть
психофизиологические, соматические, наследственные, а также
неблагополучные отношения в семье.
Важным компонентом благополучного развития ребенка является
формирование его адекватной самооценки. Качества адекватной
самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность,
желание идти на контакт.
Советы родителям по формированию адекватной самооценки:
- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь
решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему
непосильно.
- не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он
этого заслуживает.
- поощряйте в ребенке инициативу.
- не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка.
- показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и
неудачам.
- не сравнивайте ребенка с другими детьми.
Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка
«ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел
иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это
даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени
ребенком.
Принципы общения с агрессивным ребенком:
- для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного
поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна
разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет,
используя для этого не самые лучшие средства;
- помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса –
самые неэффективные способы преодоления агрессивности;
- дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите
ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать
игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта,
который вызывает злость.
- показывайте ребенку пример миролюбивого поведения.
- пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы
любите, цените и понимаете его.
Игры на выплеск агрессивности
«Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно
он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко
поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На
каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.
Застенчивость
Последствия:
- препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и
получать удовольствие от приятного общения;
- удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих
прав;
- не дает другим людям возможности оценить положительные качества
человека;
- усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;
- мешает ясно мыслить и эффективно общаться;
- сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.
Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок
еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается
определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом
своем «недостатке».
Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин
игрушек», «Сборщики»
Советы родителям замкнутых детей:
Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как
общаться.
- расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и
знакомьте с новыми людьми;
- подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте
ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие
получили, общаясь с тем или иным человеком;
- стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося
человека;
- если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все
более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной
помощью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий