Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребенку запомнить их? На первоначальном этапе запоминания букв лучше не углубляться в понятия «звук- буква». Нужно говорить о буквах, произнося их звуками : не «бэ», а «б», не «эр», а «р». При этом произносить их быстро и кратко. Так ребенок быстрее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги.
При изучении букв не нужно использовать
азбуки, в которых буква подкреплена только одной картинкой, так как при
узнавании буквы ребенок сначала вспоминает картинку, а потом уже название
буквы, а иногда и только картинку.
Придумывая с ребенком слова с заданного звука, называйте несколько слов, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась у него с каким-либо определенным предметом.
Тренироваться выделять первый звук в слове
лучше начинать со слов, где гласные «а», «о», «у», «э» в начале и под ударением
(Аист, Ослик, Утка, Эхо и так далее), после можно попробовать выделять
согласные, не участвующие в слоге-слиянии (к-рот , т-рактор и т. п.).
Игры,
способствующие запоминанию букв
1. Игра «Покажи букву». Изобразить заданные
буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела.
Выложить букву из любого материала:
шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек,
камушков, карандашей , лапши, конфет, сушек. А еще можно слепить из пластилина,
соленого теста, и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе,
рассыпанной на подносе тонким слоем.
2. Игра «Найди и назови букву». Из картона
вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате
или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с
какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется.
Например: «шкаф» — «ш», «стол» — «с», «тумба» — «т», и так далее. Можно
некоторые буквы оставить мамы, папы, брата. Например: «Алла» — «А», мама,
«Коля» — «К», папа, нарисовать портреты родственников к этим буквам.
Очень полезно находить в окружающей
обстановке предметы , похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая»
их. Буква «с» похожа на месяц, «о»- на обруч, «п» -на ворота.
Можно находить знакомые буквы в вывесках на
улице, в книгах с крупным шрифтом.
3. Игра «Архитектор». Приготовить карточки из
бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее
раскрасит . Каждую карточку разрезать на 2-4 части и перемешать, а
ребенка попросить сложить букву и назвать ее.
4. Игра «Дорисуй букву». Для каждой буквы
создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится
«дом». Буквы должны быть крупные.
5. Игра «Узнай букву». Ребенок должен узнать
и обвести буквы, написанные точками.
6. Игра «Что неправильно». Ребенок находит
буквы в ряду, которые написаны неправильно.
7. Игра «Найди и подчеркни». Предложите
ребенку найти и подчеркнуть( обвести кружком) определенную букву в тексте.
Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт
должен быть крупным .
8. Игра «Алфавитный дартс». Повесить на
стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, назвать ее.
9. Игра «Магнитная азбука». Прикрепить ее
можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая
буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы
начинается слово….»
10. Обучающие компьютерные программы, мультфильмы,
песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать
буквы
Комментариев нет:
Отправить комментарий